пятница, 19 ноября 2010 г.

Черты романтизма

Тем, кто во время урока литературы в четверг, 18 ноября, был на диспансеризации, болел, спал или просто не записывал по иной уважительной причине, посвящается. Черты романтизма, так, как их диктовала Елена Николаевна, и так, как она их будет спрашивать (возможно письменно) на следующем уроке литературы. Нумерация и пометки (курсивом и жирным шрифтом) – мои, исходный текст не изменён.
Романтизм
От французского romantica – странное, нереальное. Возник в результате неприятия писателями буржуазной действительности, её бездуховности, поклонения деньгам.
Основные черты
  1. Для писателей свойственно двоемирие; герой чувствует себя одиноким в этом мире, отвергает его и ищет идеал в искусстве, мечте, в историческом прошлом, в экзотических странах. Сравни с причиной возникновения романтизма – писатели отвергают этот мир, разочаровавшись в нём. Вполне логично искать идеал где-то ещё. Двоемирие, поиски идеала в мечте, искусстве, историческом прошлом, экзотических странах.
  2. Однако писатели понимали, что достижение идеала невозможно, поэтому в произведениях выражается грусти и печаль. Острое несоответствие между реальностью и мечтой порождало пессимизм. Идеал, естественно не находился, что вгоняло писателей в депрессию. Грусть, печаль, порой пессимизм
  3. Романтики проявляют интерес к истории, появляется желание воссоздать условия жизни далёких эпох. Частный случай поиска идеала там, где нас нет – в прошлом. В общем-то, исторический роман придумали именно писатели романтизма, вроде уже упоминалось в пункте 1, но, видимо, стоит выделить это отдельно. Интерес к истории
  4. В произведениях появляется народ как носитель духа, вводиться фольклор. Вспомните балладу "Светлана" – там прямо в начале описание гаданий. Кстати, до романтиков народ вроде никто и не вводил: классицизм говорит о государственных деятелях, долге, разуме, а сентиментализм больше описывает переживания, народ в нём приглаженный. У Карамзина "Бедная Лиза", а не "Нищая Марфа". Народ как носитель духа; фольклор.
  5. Широко используется фантастика, мир – царство сверхъестественного. Романтики любят нагнетать тайну, в той же "Светлане" санки исчезают, в избушке мертвец лежит… пусть в конце всё и раскроется, всё равно покажется, что в мире господствует сверхъестественное. Использование фантастического.
  6. Большую роль в жизни человека играет рок, фатум. Тот же "собор Парижской Богоматери" Гюго, явно судьба непростая у героев. Фатум от латинского fatum, в Древнем Риме обозначал рок, судьбу. Рок, фатум.
  7. В центре внимания романтический герой, это – исключительная, мятежная, вступающая в поединок с судьбой, способная на бунт, свободолюбивая, но всегда одинокая личность. С другой стороны – это художник, человек, наделённый особым даром видеть жизнь, воображением, тонкой душой, – и это всё возвышает его над обывателями. Романтический герой не такой как все, он художник и бунтарь, как мне кажется, он именно поэтому одинокий, обычные люди не способны его понять. Для него главная ценность – свобода. Романтический герой – свободолюбивый бунтарь с тонкой душой.
  8. Герои действуют в исключительных обстоятельствах. Ещё одно противопоставление обыденности – исключительные обстоятельства. А что? Под стать героям =]. Исключительные обстоятельства.
  9. Место действия: юг, море, степь. Море и степь – общепризнанные символы свободы. А юг воспринимался писателями как место исключительное – там необычная растительность, люди с яркими характерами… Юг, море, степь.
  10. Отсюда острый драматизм и психологизм, внимание к внутреннему миру героя. Драматизм – напряжённость действия, положения. Психологизм – изображение средствами литературы внутреннего мира героя, его желаний, переживаний, мыслей, эмоций, отличающееся подробностью и глубиной. Внимание к внутреннему миру.
  11. Взрывается иерархия жанров классицизма, отвергается его рационализм. Герои действуют под влиянием сердца, а не разума, мир познаётся через чувства. Про жанры классицизма – раньше было деление на высокие жанры, низкие, существовали штили – романтики это отвергли. Стали появляться новые жанры, смотри ниже. Отторжение рационализма и иерархии жанров.
  12. На первое место выдвигается лирика: романтическая поэма, элегия. Появляются новые жанры: баллада, новелла, исторический роман. Лирика, т. е. стихотворения, выдвигаются на первый план, так как ими гораздо лучше передавать чувства.  Пример романтической поэмы – "Мцыри"; баллада – мифический, героический, исторический рассказ, изложенный в стихах; новелла (ит. novella – новость) – краткий прозаический рассказ с острым сюжетом; элегия – философского содержания стихотворение, проникнутое грустью. Лирика на первом месте. Новые жанры: романтическая поэма, элегия, баллада, новелла, исторический роман.

3 комментария:

  1. Даш, надо быть упоротым в доску, чтобы все это переписывать=)

    ОтветитьУдалить
  2. Да нет, на самом деле в тетрадь отсюда нужно переписать только то, что не жирно и не курсивом. И выучить.

    ОтветитьУдалить
  3. Шлюхи в Сургуте недорого, тел. 83466925760

    ОтветитьУдалить